Yandex.Метрика

Прогнозирование, шаг 5: GUI инструмента прогнозирования

Пункт пятый — «GUI инструмента прогнозирования»

GUI — это графический пользовательский интерфейс какого-либо приложения или инструмента: меню, кнопки, списки и различные элементы управления или визуализации.

Справедливо будет заметить, что при разработке примитивного инструмента прогнозирования, можно ограничиться лишь формулами и расчетами в Excel, и весь наш GUI, то есть графический интерфейс, будет состоять из стандартного интерфейса самого Excel: ленты настроек в верхней части приложения, и таблиц со значениями, в нижней.

Но для того, чтобы сделать наиболее эффективный инструмент — необходима дополнительная визуализация и некоторые элементы управления. Это ни в коем случае не означает, что вы должны записаться на курсы и изучить какой-либо язык программирования и написать совершенно новое уникальное программное обеспечение, нет (хотя можете попробовать, это было бы здорово). Весь этот интерфейс можно реализовать с помощью встроенных средств Excel и VBA (Visual Basic for Application). Но нужно понимать, что у вас должны быть хотя бы минимальные знания по VBA и средние по Excel,  иначе создание инструмента может слегка затянуться.

Так что же должно присутствовать в инструменте прогнозирования для эффективной работы?

Первое, и наверное, самое основное, что я добавляю в такие инструменты — это гистограммы истории продаж с различными опциями:

  • отображение реальной истории продаж
  • отображение истории продаж после сглаживания промо
  • отображение прогнозных значений на несколько периодов
  • линии технического анализа (тренд полиномиальный/линейный/экспоненциальный, линейная фильтрация)

Для чего вообще нужна гистограмма, если наш инструмент — якобы автоматизированный? Справедливый вопрос. По некоторым контрагентам и номенклатурам может быть нестабильная история продаж, по которой довольно сложно математически вывести формулу прогноза. Поэтому, появляется необходимость вручную внести прогноз или какую-либо корректировку. Естественно, это удобнее всего делать, когда визуально можешь оценить историю продаж и сглаживание нестабильных прогнозов, ориентируясь по гистограмме, а не рассматривая большой перечень числовых значений. И это только один из примеров: причин для внесения ручных корректировок может быть множество.

В моих инструментах прогнозирования, такая гистограмма выглядит примерно так:

GUI гистограмма

Здесь все максимально просто. Красная линия — линия тренда (линейная), черная — линейная фильтрация. Синие столбцы — реальная история продаж, а оранжевые — прогнозные значения на 39 и 40 неделю. Все эти элементы GUI можно реализовать с помощью всех встроенных настроек Excel и без VBA, но важно понимать, что этими элементами нужно управлять: переключать режимы гистограмм, включать/выключать отображение линий технического анализа и так далее.

Поэтому второе, что я добавляю в инструменты — кнопки. Да, обычные кнопки, по нажатию на которые, происходит какое-либо действие. Что касается графика в примере выше — в  инструменте для него у меня 5 кнопок: добавлений/удаление линий технического анализа, просмотр истории продаж со сглаживанием промо или без него, включение/выключение отображения прогнозных значений на гистограмме, увеличение прогнозных значений на +-5% и ручное внесение прогноза на лист со всеми данными.

И во всем инструменте у меня огромное множество этих кнопок:

  • управление прогнозами (переключение режимов расчета),
  • запуск подготовки истории продаж/распределения промо/построения прогнозов
  • очистка всех данных
  • автозаполнение и обновление таблиц
  • запуск отображения форм с различными настройками(!)

Именно последний пункт этого списка — то, без чего тоже не обходится ни один мой инструмент, будь то инструмент прогнозирования, построения плана производства, тенденций продаж и так далее. В графическом интерфейсе, то есть в GUI каждого инструмента, присутствуют формы с настройками. На примере ниже как раз одна из форм инструмента прогнозирования для работы с настройками сглаживания неадекватных объемов продаж (например, промо или рост объемов в связи с праздниками) и отображения горизонта истории продаж:

GUI форма настроек

Согласитесь, реализовать управление такими настройками, пользуясь исключительно ячейками и таблицами Excel, было бы довольно затруднительно. Именно поэтому GUI инструмента включает в себя все эти формы. Повторюсь, для их реализации необходимы хотя бы минимальные знания языка VBA (или другого языка, на котором вы хотите написать программное обеспечение для прогнозирования), но важно понимать, что чем больше настроек вы хотите добавить, особенно каких-то эксклюзивных или необычных, тем больше придется углубиться в изучение языков программирования.

Помимо перечисленных элементов GUI инструмента, можно добавить и другие, не такие значительные:

  • Прогресс-бар для отслеживания прогресса построения (индикатор выполнения)
  • Индикаторы нестабильных прогнозов (подсветка какой-либо области инструмента при обнаружении нестабильных показателей во время ручной корректировки)
  • Различные графики и диаграммы для более детального изучения истории продаж
  • Всплывающие сообщения с уведомлениями об ошибках или завершении работы каких-либо процессов
  • Логотипы компании или предприятия
  • И так далее..

В общем-то и все! Используя все эти элементы, можно сделать GUI инструмента прогнозирования максимально удобным и дружелюбным для пользователя. И стоит отметить, что сам инструмент не ограничивается только этими элементами: вы можете добавить все, что душе угодно, главное, чтобы все это никак отрицательно не влияло на качество прогноза.

Теперь мы переходим к самому основному и наиболее важному шагу — расчет прогноза продаж. Спасибо за то, что дочитали статью до конца!

3 комментария

  1. Lex 23.04.2019
  2. Олег 27.05.2019
    • HeinzBr 27.05.2019

Reply Cancel Reply