Yandex.Метрика

SWOT-анализ

В данной статье будет рассказано про SWOT-анализ: о его назначении, методике проведения, построении матрицы для принятия решения (выборе стратегии развития) и о его преимуществах и недостатках. Статью постарался написать максимально просто и без лишней ненужной информации.

SWOT-анализ: назначение и методика проведения.

SWOT-анализ — это анализ, с помощью которого можно выявить факторы, влияющие на какой-либо объект и разделить их на 4 категории, в зависимости от среды влияния. Благодаря выявленным факторам можно разработать стратегию развития объекта: укрепить его слабые стороны или, наоборот, еще сильнее развивать сильные.

В роли объекта для анализа может быть что угодно: предприятие, компания, должность, продукт производства, услуга или даже человек.

Среда влияния на объект может быть внутренней или внешней:

  • Внутренняя среда — локальная среда, она связана непосредственно с объектом анализа. Ее мы можем контролировать и на нее мы можем повлиять. Это могут быть внутренние процессы компании, ассортимент, ценообразование продукта и так далее.
  • Внешняя среда — глобальная среда. Это то, на что повлиять мы не можем. Например: экономическая ситуация в стране, погода и климат, катаклизмы и форс-мажорные ситуации и так далее.
SWOT-анализ: разделение на категории и определение факторов.

SWOT-анализ так назван по первым буквам четырех категорий (именно для каждой из них мы будем определять факторы):

  • Strengths — сильные стороны внутренней среды. Индивидуальные особенности и свойства объекта, которые являются преимуществами. Например: качество, конкурентное преимущество, стоимость продукции, большая клиентская база, широкий ассортимент, высокий уровень сервиса, репутация.
  • Weaknesses — слабые стороны внутренней среды. Недостатки самого объекта, которые мы можем устранить, над которыми мы можем работать и на которые мы можем повлиять. Например: высокие цены, низкий уровень сервиса, плохой ассортимент, неудобное месторасположение объекта (если это магазин/производство) или некачественное сырье.
  • Opportunities — возможности внешней среды. Внешние факторы, которые могут дать нам преимущества на рынке. Например: развитые высокие технологии в стране, низкое налогообложение, отсутствие конкуренции, поддержка государства.
  • Threats — угрозы внешней среды. Внешние факторы, которые негативно влияют на развитие или существование объекта анализа. На них влиять мы никак не можем. Например: форс-мажорные ситуации, катаклизмы, нестабильная экономическая ситуация в стране, отсутствие поставщиков сырья, большое количество конкурентов и так далее.

Определить факторы может как эксперт, компетентный в вопросах того или иного объекта, так и группа лиц, которая хоть как-то с ним взаимодействует (например, с помощью мозгового штурма). В некоторых источниках советуют проводить SWOT-анализ только экспертами, но как показывает практика, зачастую и от рядовых сотрудников можно услышать какие-то уникальные и интересные факторы, которые не учел эксперт при проведении анализа, так как взгляд на объект у них совсем другой. Поэтому, по моему мнению, группу для анализа лучше укомплектовывать и экспертами, и рядовыми сотрудниками.

SWOT-анализ: матрица принятия решений (для разработки стратегии).

Основываясь на выявленных факторах можно принять какое-либо решение по развитию объекта или подобрать определенную стратегию. Для этого нужно составить «матрицу принятия решения» и отталкиваться уже от нее. Матрица принятия решений подразумевает группировку категорий из разных сред (внутренняя + внешняя) по парам:

  • сильные стороны + возможности
  • сильные стороны + угрозы
  • слабые стороны + возможности
  • слабые стороны + угрозы

Сгруппировав категории, для каждой из пар мы разрабатываем стратегию развития объекта. На изображении ниже моя матрица, которую я зачастую использую в своей работе:

SWOT-анализ, матрица стратегийДанная матрица была составлена мной под особенности моей деятельности. Это исключительно мои мысли и фантазия, поэтому стратегии в ней называются именно так, а не как-то иначе. У Вас же и стратегии, и действия для каждой из них, вероятнее всего, будут совсем другими.

После разработки стратегий с учетом всех факторов, необходимо оценить каждую из них, взвесить преимущества, недостатки и риски, а затем уже принимать самую оптимальную из них в работу.

SWOT-анализ: преимущества и недостатки анализа.

Преимущества:

  • для проведения анализа не нужно проводить никаких расчетов
  • с помощью данного анализа можно выявить все сильные и слабые места объекта
  • SWOT-анализ помогает разработать стратегию развития объекта: как на короткий, так и на длительный срок
  • анализ легок в проведении и не требует никаких специфических знаний
  • проводить SWOT-анализ может как группа лиц (экспертов), так и один человек
  • универсальность анализа: как я уже говорил, в роли объекта анализа может быть что угодно

Недостатки:

  • для проведения анализа не нужно проводить никаких расчетов (да, этот же пункт является и преимуществом)
  • если большая часть людей, участвующая в проведения анализа, с объектом взаимодействует минимально — анализ может быть необъективным и может не охватывать все особенности объекта
  • если происходят какие-то крупные изменения во внешней среде, то результаты уже проведенного SWOT-анализа теряют свою актуальность
  • анализ не предоставляет готовое решение для развитие объекта, он всего лишь помогает подобрать нужную стратегию, от которой далее и нужно отталкиваться
  • если в проведении анализа могут участвовать люди разных компетенций, то для максимально корректной интерпретации полученного результата необходим эксперт-аналитик (особенно в том случае, если факторов выявлено очень много и сам объект очень сложный)
SWOT-анализ: заключение.

Подводя итог, я хочу сказать, что SWOT-анализ — мощный и универсальный инструмент в умелых руках. И он обязательно должен присутствовать в арсенале того же аналитика или маркетолога. Благодаря ему можно выявлять слабые и сильные места объекта и разрабатывать стратегии для его развития, усовершенствования или защиты от всех возможных угроз. Не забывайте пользоваться им, если разрабатывается новый продукт, формируете новую должность в компании или планируете открыть свой бизнес.

На этом все! Если есть какие-то предложения, дополнения или замечания — оставляйте свои комментарии, постараюсь на все ответить.

Оставить комментарий