Yandex.Метрика

FMR-анализ

FMR-анализ: назначение и методика анализа.

FMR-анализ — это анализ ассортимента магазина или поставщика по частоте обращений к той или иной продукции. Другими словами, FMR-анализ показывает востребованность продукции. В некоторых источниках, можно увидеть такое словосочетание, как «частота отпуска со склада» —  это тоже будет являться верной формулировкой.

Где и для чего применяется данный анализ?

  • В складской логистике и управлении запасами данный анализ предназначен для определения места складирования продукции и для формирования объемов нормативных или страховых запасов (часто отгружаемая продукция размещается ближе к месту комплектации продукции, а запасы на нее должны быть увеличены).
  • В маркетинге FMR-анализ предназначен для оптимизации ассортимента. Например, по продукции, у которой частота обращений минимальна, можно поднять вопрос о выводе из ассортимента (особенно если и объемы продаж тоже невелики). А тем клиентам, которые ее все-таки приобретают, можно предложить какой-либо более «популярный» аналог.
  • Также, анализ полезен в мерчендайзинге: с помощью него можно снизить риски возникновения просроченной продукции на полках магазина: товары с низкой частотой обращения следует выставлять на полки в меньших объемах, нежели с высокой частотой.
Методика проведения FMR-анализа почти не отличается от ABC-анализа. Разница заключается лишь в обрабатываемых данных: ABC-анализ формирует группы ассортимента в зависимости от прибыли или объемов продаж, а FMR в зависимости от частоты обращений к продукции.
FMR-анализ: разделение на группы.

FMR-анализ распределяет весь ассортимент на 3 группы: F (Fastest — быстрые), M (Medium — средние) и R (Rare — медленные, редкие) соответственно.

  1. Группа F — продукция с высокой частотой обращения, максимально востребованная. Чтобы она такой и оставалась, по ней необходимо поддерживать бесперебойность продаж/поставок, то есть максимальный уровень сервиса.
  2. Группа M — продукция со средней частотой обращения. С ней ничего делать не нужно, просто наблюдать.
  3. Группа R — продукция с низкой частотой обращения. Возможно, следует пересмотреть целесообразность продаж/поставок некоторых товаров данной группы (зависит от объемов продаж).

Данный анализ можно проводить как отдельно, так и совместно с ABC-анализом и/или XYZ-анализом, разделяя ассортимент на большое количество групп и подбирая стратегию развития для каждой из них.

FMR-анализ: алгоритм проведения.

Прежде чем я перейду к алгоритму, необходимо определиться с терминологией FMR-анализа:

  • Обращение — наличие позиции в одном заказе.
  • Частота обращений — количество обращений одной позиции во всех заказах за определенный период (неделя, месяц, год). Если заказов десять и в четырех из них заказана позиция X, то обращений к позиции X тоже четыре.
  • Общее количество обращений — считаем количество обращений (то есть позиций) в каждом заказе и суммируем.

Такую терминологию я использую на производственном предприятии, которое является поставщиком (то есть принимает заказы, производит и поставляет). Если рассматривать FMR-анализ для магазина, то здесь вместо «заказа» будет «чек», то есть будет рассматриваться количество позиций в чеке одного клиента. Объем по заказанной позиции здесь не важен.

Алгоритм проведения анализа, повторюсь, такой же как и при ABC-анализе:

  1. Формируем таблицу из ассортимента и частоты обращения по каждой позиции за определенный период (месяц, неделя, год).
  2. Сортируем ее по убыванию.
  3. Находим долю обращений для каждой позиции (частота обращений по позиции деленное на общее количество).
  4. Так же, для каждой позиции, высчитываем нарастающую долю частоты.
  5. Распределяем ассортимент по группам в зависимости от процента нарастающей доли.

Процент для границ каждой из групп можно определять самостоятельно, экспертным путем, но чаще всего, как и в ABC-анализе, используется принцип Парето: для группы F отбирают позиции, образующие первые 80% нарастающей доли, для группы M — следующие 15% (то есть интервал с 80% до 95%), для группы R — последние 5% (интервал с 95% до 100%).

На примере ниже изображена таблица с несколькими заказами молочной продукции и таблица расчета частоты, доли и группы анализа по этим заказам.

FMR-анализ: пример

Всего 8 позиций, и за все заказы к ним было 24 обращения. Мы, согласно алгоритму, рассчитали нарастающую долю и выяснили, какие позиции имеют высокую частоту обращений, то есть максимально востребованы, а какие низкую. Опираясь на полученные данные, мы можем разработать стратегию развития для той или иной позиции.

Разумеется, пример представлен исключительно для демонстрации алгоритма: для «полноценного» анализа ассортимента требуется куда больше данных (уж точно больше, чем 6 заказов). Но в целом, от объема данных, сложность проведения анализа не возрастет.

На этом все! Представленный здесь пример расчета можно скачать в Excel. Если есть какие-то предложения, дополнения или замечания — оставляйте свои комментарии.

2 комментария

  1. Alex 07.05.2020
    • HeinzBr 07.05.2020

Оставить комментарий